
ХРАМ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

Сегодня мы празднуем Рождество Пресвятой Богородицы. Что же в этом празднике значимо для нас? Прежде всего то, что предшествовало Рождению Богородицы. Она родилась от святых и праведных Иоакима и Анны. Они жили праведной духовной жизнью, но Бог не давал им детей. А в ветхозаветном Израиле это было проклятием. И они страдали, они несли свой крест, связанный с этим поношением бесчадства, которое претерпевали они многие годы.
Крестителю Христову была отрублена глава за то, что он обличал и говорил правду, нёс истинную. Иродиада радовалась, когда это совершилось. И даже в таком состоянии, когда глава была отделена от всего тела, Креститель чудесным образом не переставал обличать Иродиаду, которая незаконно жила с царём Иродом. И чтобы эта правда Божия замолчала, Иродиада ранила многажды язык Иоанна Крестителя иглой. Но совесть, которая является голосом Божиим, всё-таки, видимо, не успокаивалась в ней. Ибо если совсем, как мы часто говорим, «совести у человека нет», то ей бы было всё равно, что говорит Иоанн Креститель.
Господь создал человека по образу своему и подобию. Тем самым Господь как бы поставил человечеству планку, которую он должен преодолеть. Как для спортсмена, который идёт на совершение рекорда, ставится планка, и он тренируется, чтобы в конце концов эту планку преодолеть. Вот так и человечеству Господь поставил планку стать действительно Богоподобным, чтобы реализовать тот потенциал, который Господь вложил в него в виде живой души, чтобы эта душа привела его к вечной жизни. Земная жизнь дана для того, чтобы реализовать свои возможности и стать Богоподобным по факту.
Сегодня праздник Преображения Господня, в котором Спаситель показывает Свою Божественную славу. Подобная слава ждёт каждого из нас, если сподобитесь исполнять Волю Его.
Мы сегодня совершаем праздник Происхождения или Изнесения Креста Господня. Исторически он связан с тем, что в Константинополе выносили честное древо Креста, проносили его по улицам, молясь о том, чтобы Господь избавил город от эпидемий, других бедствий. А для нас это ещё один повод вспомнить о Кресте Христовом и поразмышлять о нём.
Почему Божья Благодать в нашем сердце совершила такую большую любовь к пророку Илие? Как мы знаем, пророк Илия в особенности среди святых отличался своей пламенной ревностью по Бозе, ревностью по благочестию, вот того самого качества, которого всем нам, теплохладным, очень сильно недостаёт. Но одно только это теоретическое понимание, что мы по молитвам святого Божия пророка Илии можем получить благодать горячего и ревностного по Бозе сердца, одной только этой мысли недостаточно, чтобы возлюбить пророка. И практически каждому из нас Господь опытно даёт пережить некоторое состояние ревности (подобное Илии-пророку).
За что же мы ощущаем их (Царственных страстотерпцев) святыми? Святыми становятся не за политическую деятельность и не за успехи в государственном строительстве. Святыми становятся за любовь к Богу. А вот этого у них не отнять, несмотря ни на какие возможные их ошибки, о которых нам твердят. Не мы им судьи. Самоотверженная любовь к Богу делает людей святыми.
Простого и несклонного к превозношению Симона Иисус нарёк Петром, что значит «камень». И поскольку всякое имя есть символ и тем более символично переименование, которое совершал Христос для своих ближайших учеников, – всё это не случайно. Под камнем мы разумеем весомость, крепость. Это и было в апостоле Петре. И ещё Господь говорит: «На сём камне я созижду Церковь мою, и врата адова не одолеют её». То есть это был краеугольный камень, положенный в основание, - не столько личность Петра, сколько его вера, дерзновенная любовь.
Христианин – это тот, кто откликается на слова Христа: «Иди за мной». Но святой – это тот, кто с великодушием апостола немедленно, в одночасье, оставляет всё. Святой – это наиболее рискующий человек. Святость означает осознание всецелой принадлежности и душой, и телом Христу, включение в Его жизнь. Преподобный Серафим Саровский сказал, что святого от грешника отличает только решимость идти за Христом.
«Сегодня, в день Пятидесятницы, наши храмы утопают в цветах и облекаются в зеленые ветки вечной молодости и вечной радости. Сегодня человеческие сердца украшаются благодатию Святаго Духа и становятся похожими на вечноцветущий рай. Сегодня день рождения Церкви. Это торжество святитель Иоанн Златоуст называет столицей всех праздников, заключительным аккордом Божественного Домостроительства. Сегодняшний день — это торжество Пресвятой Троицы, потому, что с сошествием Святого Духа человечеству открывается Истина, что Бог Троичен».
Событие входа Господня в Иерусалим обычно вызывает некоторое вопрошание: зачем понадобился этот вход? Неужели для того, чтобы ещё более возбудить и так в достаточной степени возбуждённый Синедрион против Христа и понудить его к принятию решительных последних действий?
Вот с этим глаголом Преблагословенной Владычицы нам важно постоянно сопрягать все наши усилия, все наши цели пребывания на Земле. Можем ли мы сочетать несочетаемое, можем ли мы быть Божьими, если мы совершаем наши земные дела?