Отправить письмо
Отправить

Статьи и беседы

Митрополит Лимасольский Афанасий

Евангелие говорит нам о трудных вещах, которые осуществлены святыми. Когда я в первый или во второй раз пошел на Святую Гору Афон, я посетил Буразери — русскую келлию, в которой жили греческие монахи, и среди них два кипрских монаха. В то время я решал, остаться ли на Святой Горе. Речь идет о 1976-м годе, когда Святая Гора полностью была отрезана от мира, а на Кипре даже не знали о существовании Афона, потому что, помню, нам для поступления в гимназию надо было сдать приемные экзамены, и мои познания были так «обширны», что на вопрос, где родился Христос, я написал в тесте: «На Святой Горе» — вместо Вифлеема.

Опубликовано: 14.01.2024
Марина Бирюкова

Жизнь со всеми ее трудностями – личными и общественными – вновь и вновь возвращает меня к этим евангельским эпизодам. А ведь они не всегда были мне понятны – в свое время казались странными, вызывали недоумение:

«...И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе...

Опубликовано: 01.12.2023

Анастасия Андреева

Как собирались в путь волхвы? Сейчас, накануне Рождественского поста, самое время задать себе этот вопрос.

Конечно, делали они это обстоятельно и заблаговременно. Все же и путь предстоял неблизкий, и важно было идти в хорошем темпе, не отставая от ведущей их звезды.

Опубликовано: 24.11.2023

Марина Бирюкова

«Молю, Дево, душевное смущение и печали моея бурю разорити: Ты бо, Богоневестная, Начальника тишины Христа родила еси, едина Пречистая…».

На этом стихе из Канона Пресвятой Богородице я остановилась, поняв, что он содержит нечто особо для меня важное.

Да, что касается душевных бурь, смущения и печали – это точно про меня. Но это ведь не то, что мне надо. Потому-то я и задаю вопрос: что она такое, эта тишина, Начальник – Причина – которой – Христос?

Опубликовано: 06.10.2023

Митрополит Лимассольский Афанасий

Пост, который предлагает нам Церковь, не совершенство добродетелей, а лишь первая ступень, и необходима великая борьба, покуда человек достигнет совершенства. Это первое: отсеки свою волю по отношению к этим вещам. Что значит: «Не хочу сейчас есть эту еду, хочу другую»? Хочешь, не хочешь, ты не будешь есть другую. Не можешь есть, почтеннейший. Ты получаешь возможность упражняться в отсечении своей воли, что, естественно, помогает тебе в твоем отношении к Богу и ближнему и в то же время развивает смирение. Когда человек отсекает свою волю, он практически смиряется, практически отступает и затем начинает подвизаться, понимать, насколько это велико – чтобы человек был смиренным и принимал волю другого в своей жизни, а тем более волю Божию.

Опубликовано: 25.08.2023

Митрополит Лимассольский Афанасий

Пост, как и всякий подвиг, мы совершаем для себя, а не для Бога – в том смысле, что Бог не пользуется этим никоим образом, а человек – вот кто исцеляется, потому что болен не Бог, а немощный человек. Немощный человек – вот кто нуждается в исцелении, поскольку он изранен своими страстями и грехами.

Опубликовано: 23.08.2023

По материалам программы «Литературный навигатор» на Радио ВЕРА

Владыка Митрофан (Баданин), митрополит Мурманский и Мончегорский, когда-то был профессиональным военным. В 70-х годах он окончил Военно-морскую Академию, служил на Северном флоте. И хотя сам владыка никогда не был на войне, его родные — отец и тесть — воевали на фронтах Великой Отечественной. Именно от них митрополит Митрофан узнал о том главном, что́ помогало им и другим солдатам выстоять в самой страшной войне ХХ века.

О любви, которая на фронте подчас помогала преодолеть даже саму смерть, владыка Митрофан (Баданин) рассказывает в своей книге, которая называется «Война и любовь». Издание вышло в свет, когда её автор ещё не был возведён в сан митрополита; поэтому на обложке указано имя епископа Митрофана.

Опубликовано: 25.07.2023

Иеромонах Роман (Кропотов)

Осуждение – один из доминирующих недугов современности. Мы осуждаем так же легко, как дышим. Это воспринимается настолько естественно, что стало частью нас, одной из привычек, чуть ли не нашей природой. Даже если не осудим вслух, обязательно сделаем это мысленно. Однако, в отличие от блуда, сребролюбия, стяжательности и прочих «заметных», смирительных грехов, этот так искусно маскируется, что болящие даже не осознают своей болезни.

Опубликовано: 14.07.2023

Иеромонах Кирилл (Попов)

Если мы хотим проверить себя, если мы хотим узнать о своей вере, нам нужно пристально и внимательно посмотреть, как мы выстраиваем свои отношения с людьми, с теми, кто нас окружает, – близкими, родственниками, незнакомыми, верующими или неверующими. Когда мы раздражаемся, если нас просят о помощи, и отталкиваем человека, когда ему плохо, когда смотрим искоса и внутренне осуждаем, сплетничаем и сами эти сплетни ищем, то все это говорит нам о том, что мы совершенно чужды Духа Христова. В сегодняшнем Евангелии эта тема звучит и раскрывается по-особому.

Опубликовано: 03.06.2023

По материалам программы «Домашний кинотеатр» на радио ВЕРА

- Это был невероятный роман. Он - деревенский парень, она горожанка. У её ног лежал весь мир, а у него за душой не было ни цента.

Парня звали Ной, а девушку – Элли. Их удивительную историю рассказал кинозрителям американский режиссёр Ник Кассаве́тис. Только что прозвучал фрагмент из его картины, которая называется "Дневник памяти".  Фильм вышел на экраны в 2011 году и с тех пор остаётся одной из самых известных и любимых во всём мире кинолент о любви. 

Опубликовано: 12.05.2023

Анна Сапрыкина

Когда я была молода, для меня, максималистски бескомпромиссной девушки, было незыблемым принципом: брак – это один раз и на всю жизнь, и брак – это особое служение Богу, в котором, в частности, жена должна слушаться своего мужа.

Опубликовано: 05.05.2023

Анна Сапрыкина

Трудно, просто невероятно бывает трудно – почтительно отнестись к своему мужу, особенно после многих непочтительных лет совместной жизни. И не дерзаю вообразить, будто у меня есть готовый ответ, как можно к такому почтению прийти, не переломав при этом ни саму себя, ни свой брак. Мне кажется, такие вещи легче всего принимаются в самом начале совместной жизни, скорее даже до ее начала.

Опубликовано: 04.02.2023

Анна Сапрыкина

Мне кажется странным, когда сами христиане восстают против идеи «послушной, смиренной и кроткой жены». Понятно, что восстают против образа мужа-тирана-абьюзера, который унижает свою безгласную жену. Но ведь все эти тиранические картинки не имеют никакого отношения к христианству вообще, к христианскому браку – в частности, к повиновению жены – в еще одной частности.

Опубликовано: 27.01.2023

Игумен Силуан (Туманов)

Святое причащение мы называем Телом Христовым и Хлебом Жизни не просто из уважения к святыне и не соревнуясь в поэтических гиперболах. Это тайна, недостойное прикосновение к которой может повредить человеку. «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:29-30).

Опубликовано: 11.12.2022

Игумен Силуан (Туманов)

Христиане всегда с благоговением хранили тайну Евхаристии от непосвященных. Считалось, что никто из некрещенных или отступивших от веры в гонения не может не только причащаться или присутствовать на таинстве, но даже и видеть его.



Опубликовано: 03.12.2022

Игумен Силуан (Туманов)

Из всего многообразия вещей, существующих на земле, для жертвы Богу Самим Христом нам заповедано использовать хлеб и вино.

Опубликовано: 08.11.2022

Игумен Силуан (Туманов)

Главная цель второй части литургии — литургии Слова или литургии оглашенных – т.е. готовящихся к принятию Таинства Крещения – это, конечно, слово.

Слово Божие – то есть чтение Священного Писания, и слово священника – проповедь, толкующая услышанное Евангелие языком и смыслами, понятными молящимся в храме людям.

Опубликовано: 24.10.2022

Игумен Силуан (Туманов)

В древности в Константинополе, всегда бывшем образцом для провинциальных приходов, в дни крупных церковных праздников люди не сразу собирались в центральном храме святой Софии на литургию, а сначала обходили с крестным ходом почитаемые храмы и святыни города.

Там возносили короткие молитвы, а между остановками пели псалмы по строчкам, с припевами. На остановках диакон призывал всех помолиться снова и снова («паки и паки»), а епископ читал молитву, благословляя собравшихся.

Опубликовано: 09.10.2022

Игумен Силуан (Туманов)

Когда-то в древности на главное христианское богослужение священник приходил в храм уже после того, как соберутся все верующие. Только после этого и начиналась Божественная литургия.

Сегодня наоборот, священник приходит в храм, как правило, раньше всех, рано утром. Прихожане еще не подошли, в лучшем случае, его встречает помощник — алтарник, он же пономарь, он же парамонарь.

Опубликовано: 04.10.2022

Протоиерей Сергий Баранов

Мы пытаемся соблюдать нравственный закон, жить чисто, не грешить, любить ближнего, быть хорошими мужьями и матерями, не изменять, заботиться о домашних, не пить, не курить... Кто-то понуждает себя на большее: он выходит вовне – посещает больных, престарелых, идет в тюрьмы, кормит бездомных, усыновляет детей, устраивает кризисные центры, чтобы женщины не делали абортов... Но вот из всего, что я сейчас перечислил, что не мог бы делать и атеист? Всё мог бы делать!

Опубликовано: 26.08.2022