Отправить письмо
Отправить

О вкусе молитвы

О вкусе молитвы

Протоиерей Сергий Баранов

Мы пытаемся соблюдать нравственный закон, жить чисто, не грешить, любить ближнего, быть хорошими мужьями и матерями, не изменять, заботиться о домашних, не пить, не курить... Кто-то понуждает себя на большее: он выходит вовне – посещает больных, престарелых, идет в тюрьмы, кормит бездомных, усыновляет детей, устраивает кризисные центры, чтобы женщины не делали абортов... Но вот из всего, что я сейчас перечислил, что не мог бы делать и атеист? Всё мог бы делать!

А чем же мы тогда отличаемся от атеистов? В чем наша суть? Что они не делают и что не то что могут, а должны делать христиане? Молиться! Под молитвой тут имеется в виду не «вычитывание» фрагментов молитвослова или Псалтири или проговаривание чего-то там наизусть, а молитва как состояние, в котором очень близок Бог. Состояние, в котором Бог из идеи – высокой, светлой, философской – становится внезапно Живым Богом, Богом личностью.

Мне иногда говорят:

– Я вот прочитал у святых отцов, что без слёз нельзя молиться...

И причащаться без слёз нельзя, писал преподобный Симеон Новый Богослов... И вот мы начинаем как-то себя психологически настраивать, работать над собой, что-то там подкручивать, чтобы появилось покаяние... Вот сейчас добьемся слез, тогда, мол, и будем молиться...

– Знаете, – говорю, – когда придет Христос, не как идея, а вот именно Он, ты их уже не сможешь остановить, свои слёзы... Они просто потекут у тебя ручьями!

Кто-то пытается искусственно вызвать у себя раскаяние, начинает как-то истово надрывать себя, копаться в себе... Но опять же: когда придет Святой Дух и откроет вам глаза на самих себя, вы не сможете не заплакать... Очень хорошо, когда это приходит от Него, а не от нашей некой аутотренинговой самонастройки, – тут может быть ошибка. Когда ты сам поверишь в то, что ты сам же из себя изобразил, – это фальшивое состояние.

В духовной жизни самое правильное – это когда всё приходит постепенно и естественно. Есть такое выражение: «Твори молитву, и молитва тебя всему научит»...

Мы сжигаем часы на пустые дела, а на главное минут не остается. Вот какое время было, например, у моей бабушки, у которой муж погиб на войне, остался сирота-сын, не было зарплаты, были трудодни-галочки, что выставляли в колхозной ведомости, в хлеву мычала тощая корова... Но почему-то для духовной жизни, на молитву время тогда люди находили... Мы сейчас всем обеспечены: стиральные машины, пылесосы, посудомойки... а времени у нас нету?! Просто мы живем как-то легкомысленно. Куда-то съездить, сходить ради интереса у нас всегда время находится. Но ведь это не самое главное в нашем бытии. Это всё возможно. Бог благословляет и отдых. Но это не есть нечто существенное...

Знаете, когда это начинаешь понимать? Когда попадаешь в онкодиспансер, тебе заявляют: «Мы вам должны сказать страшную вещь... У вас опухоль». Что происходит с человеком? Еще вчера у него не было времени, но он вдруг находит время на врачей, на какие-то китайские зарядки, изыскивает средства на дорогие лекарства... Откуда? Зачем?

Мы перестали чувствовать, что наша жизнь – это и есть медленное умирание. Вот кто из нас сейчас медленно не умирает? У кого-то просто дольше этот процесс длится, у кого-то быстрее, но он в каждом из нас неостановим и непреодолим, в плане жизни этого тела...

Но самое страшное – это духовное умирание. Смерть того, что не подлежит смерти, – бессмертной души. Вот здесь ужасно осознать, что ты остаешься с этой проблемой один на один... Без помощи Божией... Думаю, если всё взвесить, время на молитву можно найти. Поставить перед собой вопрос ребром: или я это делаю и живу, или не делаю – и умираю для вечности.

Господь смотрит на нас так глубоко, как мы сами себя не знаем. По большому счету, Богу не нужно ничего объяснять. Его не надо уговаривать. Даже просить у Него что-то необязательно. В молитве не просьба главное. В молитве главное – Христос. Когда в вашей молитве произошла встреча со Христом, в этот момент можно словесную сторону вообще отбросить, – не в ней суть.

Все правила духовной жизни, собранные в православной аскетике, предполагают, что ты должен уступить центральное место в жизни Христу. Тогда это будет жизнеспособная Вселенная, созданная Самим Творцом, где Он альфа и омега, начало и конец, и есть и будет. Он в центре мироздания – всё от Него и к Нему. И для тебя это будет счастье. Потому что это краеугольное место займет Достойный.

Здесь нельзя дать какой-то один рецепт. Это весь комплекс духовной жизни. Изучайте не просто нравственную, обрядовую часть Православия – вникайте в законы духовной жизни. Узнавайте, что писали святые отцы о молитве. Как они молились? Надо всю жизнь выстраивать вокруг этого опыта молитвы, потому что в центре этого опыта и есть Христос.

Как найти наставника в Иисусовой молитве? В книге «Наставник молитвы Иисусовой» о старце Харалампии Дионисиатисе, ученике преподобного Иосифа Исихаста, есть такой пример. К нему приезжает студент из Салоник и говорит: «Отче, я понял, что я как христианин должен по заповеди апостола – ‟непрестанно молитесь” (1 Сол. 5, 17) – заниматься Иисусовой молитвой. Я пошел у нас в городе к одному из священников и попросил: ‟Отче, наставьте меня в Иисусовой молитве”. А он меня отругал: ‟Категорически: не нужно тебе этим заниматься! Ты сойдешь с ума, впадешь в прелесть – не нужно!” Я не удовлетворился и пошел к другому батюшке, и он посоветовал: ‟Знаешь, я сам не очень эту тему знаю. Но ты поезжай на Афон, там это главная тема их жизни, и ты там найдешь, у кого спросить”». И тогда отец Харалампий изумился: «Как хорошо поступил второй священник, который честно признался: ‟Я не знаю, но ты пойди найди того, кто знает, и у него спроси”. И как непорядочно распорядился тот первый, который и сам не хочет этим заниматься, и тебе путь попытался закрыть».

Если вы решились серьезно заняться Иисусовой молитвой, ищите учителя. Ничего не планируйте: сейчас, мол, я начну заниматься, а через полгода у меня уже должен быть такой-то результат. Вы должны прийти в область молитвы и уже не выходить оттуда до самой смерти. Это дело жизни. Этим нужно заниматься всю жизнь.

Не ищите никаких состояний. Не ищите на молитве Бога – Бог Сам вас найдет. Просто уступите Христу главное место в вашей жизни. Читайте молитву не эмоционально, без интонационных красивостей. Ничего не нужно! Просто постоянство. Всякое дело, которое совершается стабильно, дает результат.

Без пропусков, без выходных. Каждый вечер выделите себе час. Хотя бы полчаса. Закройтесь в комнате. Начните с поклонами произносить Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя»... Потом, после поклонов, в темноте, остановите свой ум от впечатлений, от размышлений, опростайте от образного мышления. Держите его сухим. Безвидным. Нетворческим. Остановите свое творчество. Дайте место Богу. Просто говорите: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя»...

А в течение дня побольше повторяйте устные молитвы. Это когда человеку страшно, он сразу: «Мама!» Хорошо бы, чтобы у нас молитва так навыклась, чтобы мы сразу во всех непредвиденных случаях кричали: «Господи!»

Старец Ефрем Аризонский говорит, что когда они жили со старцем Иосифом, Иисусова молитва настолько стала их второй натурой, что иногда, начиная литургию, они выходили сделать возглас и говорили с амвона: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя»...

Нужно заставлять себя молиться. И чтобы дети видели, как вы молитесь. И пусть дети замечают, что вы молитесь искренно. И пусть дети отмечают, что после молитвы вы становитесь не раздраженными, а добрыми, сильными, мирными. Пусть дети наблюдают не только за тем, как вы молитесь, пусть они еще ощущают и результат этих молитв. Потому что больше всего дети не прощают, когда мы говорим высоко, а плодов у нас самих не бывает. Это им очень обидно. Так что заставляйте в первую очередь себя молиться. А детки за вами пойдут. Только бы вы их не замучили. А то они уже никуда не смогут добраться.

Однажды я на Каруле, на Афоне, расписывал алтарь, пишу, а сам: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя... Господи Иисусе Христе, помилуй мя»... – и так целый день. А со мной приехал мой друг-мирянин. И я пишу иконы и молюсь, а он носит целый день дрова и тоже: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя... Господи Иисусе Христе, помилуй мя»...

На третий день афонский монах не выдержал: «Слушай, ну с тобой всё понятно... А вот этот – правда директор банка?» – «Да, – говорю, – и он не просто директор банка, он управляющий всеми банками Оренбургской области». – «И что, целый день Иисусову молитву читает?..» – «Он не только целый день Иисусову молитву читает, он еще и с двух до трех ночи встает на молитву!» Это, кстати, урок тем людям, которые говорят, что очень сильно заняты. Управляющий всеми банками области – наверное, бездельник, да? У него-то получается с двух до трех ночи вставать на молитву. Он рассказывал: «Жена с вечера ругается на меня: ‟Слишком глубоко ты в Православие ушел. Ну-ка, притормози”. – ‟Ладно-ладно”, – отвечаю». Она уснет, а он ночью в два часа – хоп, встал на молитву! Она и не подозревает, что муж с двух до трех ночи – на встрече с Богом.

Заставить бросить Иисусову молитву того, кто попробовал, что это такое, – невозможно. Никогда. Ко мне приезжал друг-священник: «Отец Сергий, – говорит, – ты постоянно тянешь четки с Иисусовой молитвой, а я то начну, то брошу... То опять возьмусь за правило, то не до него... Но теперь я её не брошу». – «Почему?» – «Я почувствовал её вкус. И мне всё остальное теперь невкусно».

Как бы я хотел, чтобы эти батюшки, которые отговаривают всех, почувствовали вкус Иисусовой молитвы. Не вкус вот этого вот: «Ты вычитал правило?» – «Вычитал!» – «Всё! Иди причащайся!» А вкус того, что Бог близок... Он настолько светел, настолько деликатен...

Я иногда говорю: представьте, если человек родился у каких-то бездомных родителей, в некоем подвале, ему с детства давали только хлеб и воду, и солнце-то он еле различал сквозь маленькое запыленное окошечко... И вдруг этого человека выводят на свежий воздух, он видит круг солнца, голубое небо, изумрудную, всю в деревьях, даль... Ему дают попробовать, что там за жизнь... И что же? Если раньше он, не зная всего этого, был доволен: главное, что перед ним вовремя поставили стакан воды с получёрствой краюхой хлеба, – то теперь ему, познавшему вкус и силу жизни, возвращаться назад невыносимо.

Как научиться нерассеянной молитве? Терпите. Делайте-делайте-делайте. Уходите от рассудительного, анализирующего всё и вся ума. Пока вы находитесь в этой области, у вас никогда не будет внимания. Уходите от образного мышления – оно обычно выстраивает длинные образные цепочки-ряды.

Когда мы практикуем Иисусову молитву, мы стоим в области сердца умом безвидно, бесчувственно. Мы отказываемся от всего этого. Бог находится в области иррациональной. Рацио тут только мешает.

Как пресекать помыслы во время молитвы? У вас не получится их пресекать, их можно только игнорировать. Я не люблю выражение «борьба с помыслами». Мы неправильно его понимаем. Оно сразу нас настраивает на какие-то баталии. Да вы и не осилите эту войну. Не обращайте внимания на помыслы: они к вам стучатся – а вы делайте своё дело: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя... Господи Иисусе Христе»... Хоть из револьвера пусть перед ухом у вас стреляют. А вы сосредоточьтесь на своём: «Господи Иисусе Христе»...

Цель сатаны – вывести вас из себя. А когда вы будете не в себе, тогда он вас уже и скрутит.

Вот на рынке с цыганкой нельзя останавливаться. Ты начнешь с ней спорить – и уйдешь без сумочки. От нее можно только убегать. Также и с помыслами: вы начнете с ними спорить, и они вас собою просто обволокут – и вот вы уже завязли в этих помыслах, и эта тягомотина не кончится никогда.

Как понять, что ты с Богом, а не просто это твой образ жизни? Если это под вопросом, то просто ещё не произошло. Когда Бог придёт, тогда вопросы уходят. Тогда просто текут слёзы.

Источник: портал Православие.ru https://pravoslavie.ru/125974.html

Источник фото: https://azbyka.ru/znakomstva/blogs/169286/224129/nas-prosjat-pomolitsja


Опубликовано: 26.08.2022

Возврат к списку