Отправить письмо
Отправить

Литургия. Часть 3. Литургия оглашенных. От чтения Евангелия до Херувимской песни

Литургия. Часть 3. Литургия оглашенных. От чтения Евангелия до Херувимской песни

Игумен Силуан (Туманов)

Главная цель второй части литургии — литургии Слова или литургии оглашенных – т.е. готовящихся к принятию Таинства Крещения – это, конечно, слово.

Слово Божие – то есть чтение Священного Писания, и слово священника – проповедь, толкующая услышанное Евангелие языком и смыслами, понятными молящимся в храме людям.

Поэтому сразу после пения Трисвятого («Святый Божий, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас»!) чтец и хор поют небольшие стихи из псалмов, назначенных на этот день церковного календаря (целиком эти псалмы пелись лишь в древности) - они называются прокИмны, и далее следует собственно чтение отрывка из деяний святых апостолов или апостольских посланий. Это и называется чтение Апостола. Так же называется и большая богослужебная книга, по которой это чтение совершается.

Так как в подавляющем большинстве храмов этот отрывок будет прочитан (и не всегда внятно, увы) на церковно-славянском языке, то лучше заранее прочитать по-русски дома это место Писания, чтобы его смысл не ускользал от внимания.

После чтения апостола хор торжественно поет "Аллилуия", а диакон должен совершать каждение. Но кадить надо весь алтарь, хор, народ, чтеца, а пение довольно короткое. Поэтому в подавляющем большинстве храмов каждение начинается уже во время чтения Апостола.

Смолкает "аллилуйя". Диакон выходит в предшествие свещеносцев на амвон, а священник тихо молится, чтобы чтение святого Евангелия, воссияв в наших сердцах, освятило и упорядочило не только наши мысли, но и наши поступки: «Зажги в сердцах наших, человеколюбивый Владыка, Твоего Богопознания нетленный свет и открой очи ума нашего для уразумения евангельской Твоей проповеди! Вложи в нас и страх пред Тобой, да не нарушим приводящие к  блаженству (=счастью) Твои заповеди, но все плотские влечения поправ, проведем духовную жизнь, о всём, что к угождению Тебе, думая и то же совершая. Ибо Ты – просвещение душ и тел наших, Христе Боже, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».
После этого диакон просит священника благословить его на чтение, потому что в Церкви все должно совершаться не по своей воле, а с благословения: «Благослови, владыко, благовестителя святаго Апостола и Евангелиста (произносится имя Апостола)».
Священник, благословляя его рукой, говорит: «Бог, молитвами святаго, славнаго, всехвальнаго Апостола и Евангелиста (имя), да даст тебе глагол благовествующему силою многою, во исполнение Евангелия возлюбленнаго Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа».

Диакон отвечает "аминь" и вновь призывает нас, выпрямившись, внимать премудрости Евангелия. Хор прославляет Бога и начинается чтение.

Церковно-славянский язык Евангелия, в силу разных исторических причин, яснее, чем текст Апостола. Но всё равно могут помешать пониманию и дикция диакона, и паронимы - одинаково звучащие в русском и славянском языках слова, имеющие разное значение, и другие причины. Поэтому с текстом Евангелия дня лучше тоже познакомиться заранее. Благо, что существует множество интернет программ и приложений для смартфонов, где вся эта информация с переводом предлагается на каждый день года.

После чтения хор снова славословит Бога.

В древности сразу после чтения Евангелия епископ или священник произносил проповедь.

Это осмысленная и полезная традиция, помогающая лучше понять евангельский текст, насыщенный иносказаниями и бытовыми подробностями двухтысячелетней давности. Опять же, взывает к толкованию не всегда ясный перевод и подчас разительно отличающийся от современного образ мышления апостолов.

Сегодня многие священники переносят проповедь на время перед причащением народа - "запричастный стих", или на окончание богослужения, чтобы не "разрывать" единого молитвенного настроения и течения богослужения. У каждой из этих традиций есть свои плюсы и минусы, и все они уместны за богослужением. Однако изначальное место проповеди именно здесь - после чтения Евангелия.

После проповеди диакон снова выходит на амвон и возглашает сугубую ектению, то есть усиленное моление. "Рцем вси ( =скажем все) от всея души и от всего помышления нашего":

- Господи, помилуй! - отзывается хор.

Далее диакон снова молится о нуждах каждого из нас, о церковных и светских властях, строителях и благотворителях храма, о почивших, о трудящихся в храме, о поющих и о других наших нуждах.

Эта ектения перекликается с первой, читаемой в самом начале. Это неудивительно – в древности первая большая ектения были именно здесь, и лишь в начале второго тысячелетия переместилась в начало литургии оглашенных.

В это время священник разворачивает лежащий на престоле плат с зашитыми в него мощами святых и изображением положения во гроб Христа Спасителя. Это плат называется антиминс - "вместо престола". Он подписывается епископом, особо складывается и хранится на престоле. Без него немыслимо совершение Божественной литургии.

После священник молится: «Господи Боже наш, прими это усердное моление от Твоих рабов, и помилуй нас по множеству милости Твоей, и щедроты Твои ниспошли на нас и на весь народ Твой, ожидающий от Тебя неистощимой милости».

В воскресные дни поминовение умерших - в Церкви мы говорим - "усопших", т.е. уснувших, не полагается. Для этого есть особое субботнее богослужение. Но не во всех храмах есть возможность служить по субботам. Опять же после многих войн и катастроф резко возросло количество тех, о упокоении кого хотелось бы помолиться. Поэтому и в воскресные дни можно услышать в храме ектению и молитву об усопших: «Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь миру Твоему даровавший! Сам, Господи, упокой души усопших рабов Твоих (имена) в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание. Всякое согрешение, соделанное ими словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ведь только Ты один без греха, правда Твоя – правда навек и слово Твое – истина».

Возглас: «Яко Ты еси воскресение и живот и покой усопших раб Твоих, имена, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».

Потом царские врата во многих храмах закрываются, а диакон на амвоне продолжает молитву об оглашенных (тех, кто готовится принять Святое Крещение), призывает их покинуть храм, потому что присутствовать при возношении Святых Даров могут лишь крещеные христиане. Затем молится и о нас - верных.

Священник в это время тихо читает молитвы: «Господи Боже наш, на высотах обитающий, и дольнее озирающий, Ты, во спасение рода человеческого пославший единородного Сына Твоего и Бога, Господа нашего Иисуса Христа! Воззри на рабов Твоих оглашаемых, склонивших пред Тобою главы свои, и удостой их в надлежащее время купели возрождения, прощения грехов и одежды нетления. Соедини их со святой Твоей, соборной и апостольской Церковью и сопричисли их ко избранному Твоему стаду....

Благодарим Тебя, Господи Боже Сил, удостоившего нас предстать и ныне святому Твоему жертвеннику и припасть к Твоему милосердию, прося о наших грехах и о грехах неведения народа! Прими, Боже, моление наше, сделай, чтобы мы были достойны приносить Тебе моления и мольбы и жертвы бескровные за весь народ Твой, и дай нам, которых Ты поставил на это служение Тебе, способность силою Духа Твоего Святого, безукоризненно и без преткновения, с чистым свидетельством совести нашей, призывать Тебя во всякое время и на всяком месте, чтобы внимая нам, Ты был милостив к нам, по множеству Своей благости...

Вновь и многократно мы припадаем к Тебе, и молим Тебя, благой и Человеколюбец, чтобы воззрев на это моление наше, Ты очистил наши души и тела от всякой скверны плоти и духа и дал нам неповинно и не в осуждение предстоять святому Твоему жертвеннику! Даруй же, Боже, и молящимся с нами возрастать в жизни, и вере, и разумении духовном. Дай им всегда со страхом и любовью служить Тебе и неповинно и не в осуждение причаститься святых Твоих Таинств, и небесного Твоего Царства удостоиться...»

Последняя молитва заканчивается возгласом: «Яко да под державою Твоею (так как силою Твоею) всегда храними (мы всегда охраняемы), Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».

Открываются царские врата, храм вновь наполняется ароматом ладана, а хор поёт один из самых красивых и мистических церковных гимнов – Херувимскую песнь.

Источник: сайт журнала «Фома» https://foma.ru/slovo-boga-i-cheloveka-ot-chteniya-evangeliya-do-heruvimskoy-pesni.html

Источник фото: https://www.flickr.com/photos/mitropolia/39526018384 (фото Андрея Петрова)


Опубликовано: 24.10.2022

Возврат к списку