
ХРАМ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

Анна Сапрыкина
Трудно, просто невероятно бывает трудно – почтительно отнестись к своему мужу, особенно после многих непочтительных лет совместной жизни. И не дерзаю вообразить, будто у меня есть готовый ответ, как можно к такому почтению прийти, не переломав при этом ни саму себя, ни свой брак. Мне кажется, такие вещи легче всего принимаются в самом начале совместной жизни, скорее даже до ее начала. Но все же, если совсем не понятно, что это за почтение, на что оно похоже, можно проделать вот такой мысленный эксперимент. Представим любого человека, мифического, когда-то жившего или сейчас живущего, которого мы правда уважаем. Святого, князя, епископа, священника, писателя – кого угодно. Вот такое уважение должно быть у жены к мужу, плюс, конечно, с дружески-равным и романтично-любовным отношением, но с таким вот элементом уважительного чуть-чуть восхищения. Здесь неуместна грубость. Она вообще, конечно, не хороша в человеческих отношениях, неуместна для христианских отношений, но вот здесь специально задача: не грубить своему мужу. Не позволять себе унижать его, не позволять, не терпеть, когда его унижают другие при тебе. Не дружить с такими людьми, которые унижают твоего мужа. Холодно и минимально общаться с родственниками, даже с родными родителями, если они позволяют себе, особенно при тебе, унижать твоего мужа. Владыка Алексий (Фролов) говорил мне:
«Если ты сидишь за столом, пусть даже с родителями, и они начинают говорить про твоего мужа плохое, злое, – выходи из-за стола».
Как я говорила в прошлой статье, чаще всего тема послушания жены (по эффекту, описанному Каннеманом) в реальности подменяется другой темой – того самого насилия в семье: вроде бы завели разговор о послушании жены, но разговор оказывается вообще не про христианство и даже не про брак, а про жестокого, тупого, агрессивного мужика-солдафона, которому «православие» или «традиционность» выдает разрешение на избиение супруги. Это – грубая и неуместная подмена. Повторюсь: послушание жены – это вообще не про отношение мужа к жене, это про отношение жены к мужу.
Призыв к жене о послушании – обращение к «сварливой бабе» из сказки «О рыбаке и рыбке». Призыв – не издеваться над своим мужем ни психологически, ни физически; призыв, актуальный для всех известных человечеству культур. Литературные, исторические и биографические источники с древнейших времен, с Сократа и античной литературы и до исконных русских народных сказок, всю дорогу различных вариантов бытования вполне «патриархального общества» приводили массу примеров самого настоящего тиранства и даже физического насилия жен-самодурок над их кроткими мужьями. Ни в коем случае не переходим из крайности «мужики все агрессоры» в крайность «да что вы, это бабы все агрессоры»! Просто обращаю внимание: призыв о послушании жены во все времена вполне был актуален.
Призыв о послушании жены – обращение к женщине, которая приходит к священнику на исповедь… Да, такую историю, будто одну и ту же, мне лично рассказывали несколько очень уважаемых и опытных пастырей, говорят – это обычное дело. Приходит женщина ‒ платок на лоб, юбка в пол, четки до колен, и, обращая сияющие глаза на батюшку, говорит что-то вроде этого:
‒ Отче, я готова к абсолютному послушанию, я буду делать все, что вы мне скажете.
‒ Матушка, да ведь у вас муж есть, вот его вам и надо слушать.
И тут же послушницу перекашивает… Батюшка – он в полумраке храма, борода окладистая, у него подрясник, он духоносный, его прямо хочется слушать. А муж… этот в растянутой майке который? Который крышкой унитаза гремит? Который утреннее молитвенное правило в сокращенном виде читает?! Я одолжение ему делаю, что вообще это ничтожество терплю в своей квартире! Да что б я хоть в чем-то с ним согласилась?! Обойдется.
Все мы разные, ситуации у нас в жизни бескрайне разные. И все же – вот реальный рассказ верующей, «воцерковленной» женщины. Говорит: муж у меня дурной, бездуховный, очень тяжко мне с ним, думаю развестись, чтобы не мешал жить по-настоящему православной жизнью. Выясняется – муж не атеист, крещеный, но в храм не ходит. При этом детей не просто любит – и сам гуляет, и спать укладывает, и уроки с детьми делает, и сами дети его безумно любят; мало того, этот неверующий муж так нежно любит свою жену, что безропотно терпит все ее «религиозные прихоти», по воскресеньям на машине отвозит жену и детей в храм, сидит в машине всю службу и потом всех домой везет. Так вот, заповедь послушания жены мужу – про то, что негоже вот этой конкретной христианской жене превозноситься над своим бездуховным мужем своей высокой духовностью, негоже презирать его. Она призвана и такого мужа уважать – не как своего духовного наставника, но, собственно, как мужа.
Интересно при этом, что послушание жены мужу не только не означает безгласности жены, но внутри послушания запросто укладывается ситуация, где жена – самая настоящая наставница своего мужа. Не раз приводила в пример историю святой семьи, вырастившей трех святых детей, в том числе великого вселенского учителя и святителя Григория Богослова. Святитель Григорий сам описывает отношения между своими родителями, рассказывает, как его юная мать Нонна обратила к Богу его отца, Григория-старшего. В описанной ситуации девушка, «издревле и от предков боголюбивая и христолюбивая», оказалась замужем за неверующим человеком. То, что Нонна была образцовой послушной женой, ничуть не помешало ей стать руководительницей своего супруга в духовной жизни. Роль подчиненной и начальницы в этом случае органично вписалась в согласные отношения между супругами, которые их сын называл совершенными: «Жена, данная Богом моему родителю, была для него не только сотрудницей, что еще не очень удивительно, но предводительницей. Она сама и словом, и делом направляла его ко всему превосходному. И хотя почитала для себя первым долгом, по закону супружества, покоряться мужу во всем другом; однако же не устыдилась быть его наставницей в благочестии. Конечно, достойна она в этом удивления; но еще достоудивительнее покорствующий ей добровольно».
Источник: портал Православие.ru https://pravoslavie.ru/150639.html
Источник фото: https://www.labirint.ru/authors/223627/