Отправить письмо
Отправить

Преддверие Великого поста. Часть 2

Преддверие Великого поста. Часть 2

Владимир Шишкин

«Покаяния отверзи мне двери...»

Постная Триодь начинается очень тихо, буднично. Ее первый текст звучит скромно, ничем особенно не выделяясь из других стихир на «Господи воззвах»: «Не помолимся фарисейски, братие».

Слышишь эти слова – и, увы, год за годом в первую минуту душа отзывается тщательно замаскированным самодовольством. Еще бы! Я не какой-то там фарисей, чтобы безумно гордиться, нет.

«Но я и не мытарь», – шепотом прибавляет сердце. Как ни старайся, а змейкой живет в нем тайная уверенность: нет, мы – не такие. Никого не притесняем, не душим, не грабим. Не такие.

Но… вдруг вспоминается одно, приходит на память другое. Грубое слово, холодное отстранение, «искорки нелюбви и предательства», недодали, не услышали, не заметили. Прошли мимо, и сколько такого?

Оглянемся, не стоят ли за спиной обиженные нами, и в первых рядах – самые близкие и, значит, самые уязвимые и уязвляемые нами в ежедневной войне, где, увы, не щадят никого?

А если так, то и мы сродни древнему мытарю, и на нашей душе лежит колоссальная тяжесть, сгибающая к земле.

И вот тогда уже польется из сердца молитва: «Господи, помоги. Помоги мне выйти из моего эгоизма, из моей бесчувственности, из моего ослепления и жестокосердия. Отверзи мне ту дверь, которой я могу выйти в Твой простор, в Твою жизнь!»

И тогда «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче», которое на всенощной Недели о мытаре и фарисее звучит впервые, перестанет быть песнопением таким-то, на такой-то глас, в такой-то гармонизации. Оно превратится в подлинное моление, прошение, воззвание: «Господи, отвори!»

Неделя о блудном сыне

Всё до боли знакомо – и уход, и возвращение. С одной разницей. Блудный сын вернулся навсегда. Мы, получив прощение, полное примирение, убедившись вновь и вновь в Отцовской любви, уходим снова. И снова. И снова.

Мы хорошо помним, что, потребовав свою часть наследства, блудный сын фактически пожелал смерти отца. «Отдай мне теперь то, чем я воспользуюсь, когда ты умрешь, когда тебя больше не будет на моем пути…» (митр. Антоний Сурожский). «Это не про нас, – с ужасом отворачиваемся мы. – Мы, уж как ни грешны, но не до такой же степени!»

До такой.

В каждом грехе есть пусть мимолетное, пусть крохотное и неосознанное, но желание убрать Бога из бытия. Ведь конкретно сейчас и здесь Он, Его присутствие, мешает. А значит, каждым грехом мы будто говорим вслед за блудным сыном: «Сейчас пусть Тебя не будет на моем пути. Сейчас пусть Тебя вообще будто не будет».

Страшно? Но разве не менее страшно то, что мы, увы, постоянно забываем: «Есть грехи, которые могут разом убить нашу душу; есть грехи не столь убийственные; но все они в каком-то отношении являются нашим участием в распятии Христа»?

Неделя о Страшном Суде

«Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 40).

Какое колоссальное можно почерпнуть от этих слов утешение, воодушевление, прилив сил! Ведь если сделанное ближним Господь относит на Свой счет, то перед нами широчайшие возможности для того, чтобы служить Самому Христу ежедневно, ежечасно. Сколько всего мы можем для Него сделать?!

Но… и зла это тоже касается. «Обидел ближнего? Ты обидел Христа», – говорил авва Дорофей.

И вспоминается. Один святой молился так:

«Господи, поступай со мной так, как я поступаю со своими ближними».

Кто из нас дерзнет повторить эту молитву?

Но если не можем, то стоит задуматься: что в первую очередь мешает нам ее произнести? Какие из наших поступков, слов, какие модели поведения, какие привычки, какие устоявшиеся правила делают эти слова для нас невозможными?

И тут-то и обнаружится та болевая точка нашей души, над врачеванием которой и стоит особенно потрудиться.

А первым шагом может стать прощение, к которому и подведет нас Прощеное воскресенье.

***

Завершить эти размышления о преддверии Великого поста хочется словами митрополита Антония.

«Если мы так осознанно, серьезно и глубоко проживем эти недели, тогда все хорошо, тогда мы сможем вступить в весну и с радостью думать о том, что Бог переливается Своей жизнью в нас. Тогда мы сможем ликовать о том, что Крест Господень говорит нам о мере Божией любви. И мы сможем приступить к страшным дням Страстной седмицы».

Доброго нам пути.

Источник: портал Православие.ru https://pravoslavie.ru/158874.html

Источник фото: портал Православие.ru https://pravoslavie.ru/158874.html


Опубликовано: 09.03.2024

Возврат к списку