Отправить письмо
Отправить

Долюбить до конца или почему больному нельзя отказываться от помощи здоровых

Долюбить до конца или почему больному нельзя отказываться от помощи здоровых

Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

Мне думается, что болезнь и страдание нам даются от Бога для того, чтобы мы могли освободиться от такой привязанности к жизни, которая нам не даёт возможности глядеть в будущее с открытостью, с надеждой.

Если бы всё было совершенно, то у нас не хватило бы духа отойти от этого совершенства. Но ведь то совершенство, которое у нас есть на земле, так далеко от той полноты, которую мы можем получить в Боге!

И мне кажется, что людям, которые болеют долго, надо помочь в двух вещах.

Во-первых, в том, о чём я только что сказал, – помочь осознать: меня Бог сейчас освобождает от плена, даёт мне возможность не привязываться к жизни, которая так мучительна, болезненна, даёт мне возможность глядеть в другую сторону, – в сторону, где больше не будет ни боли, ни страдания, ни страха, где распахнётся дверь, и я окажусь перед лицом Самого Спасителя Христа, Который Сам через все это прошел.

Ведь Христос Своей доброй волей вошёл в жизнь, где царствует смерть и страдание, и потеря Бога, и путём нашей смерти, как бы взяв на Себя всю нашу человеческую природу и смертность, вернулся в область Божественной вечности; это единственный путь, который нас высвобождает от всего того, что нас делает пленниками, рабами.

А второе (и это, мне кажется, очень важно): когда мы тяжело болеем или идем к смерти, окружающие о нас заботятся, и часто болеющий человек болеет душой о том, что стал обузой для других. Вот в этом болеющего надо разубедить.

Он не стал обузой. Он дал каким-то людям счастье, возможность проявить свою любовь, свою человечность, быть им спутником через последний период жизни – в вечность.

Болящих надо убедить, что пока они были здоровы, крепки, они заботились о других, помогали им, не обязательно в болезни, просто в жизни; теперь они могут от этих людей получить ту любовь, которую сами посеяли в их душах, и им дать возможность показать свою любовь и свою благодарность.

Когда мы отказываемся во время болезни от помощи других, мы их лишаем величайшего счастья – нас долюбить до конца. Это не обязательно наши родные; это всякий человек, который отзывается на нас.

Я думаю, что если тот, кто заботится об умирающем, мог бы воспринимать происходящее с ним, просто сидеть рядом с ним и не вносить ничего самому, а только быть самому прозрачным, безмолвным, как можно более глубоким, то вероятно, он увидел бы, как этот человек сначала слеп к вечности, как бы закрыт от вечности своей плотью, своей телесностью, своей человечностью.

Постепенно всё это делается более прозрачно, и умирающий начинает видеть другой мир. Сначала, думаю, тёмный мир, а затем вдруг свет вечности.

Я это однажды пережил: меня просили сидеть с одной старушкой, пока она умирает. Было так явственно, что сначала она отчалила от временной, телесной, общественной жизни (она очень была погружена в земную жизнь; ей было 98 лет, и она из глубин своей постели занималась своими коммерческими предприятиями).

А потом постепенно это отошло, и вдруг она увидела тёмный мир, бесовский мир…

И в этот мир вошёл свет Божий – и весь этот бесовский мир разлетелся, и она вошла в вечность. Я этого не могу забыть; я тогда был молод, был студентом медицинского факультета первого или второго курса, и это у меня осталось.

Поэтому те молодые люди, которые ухаживают за больными, кроме того, что они дают больному возможность с благодарностью и открытостью принимать любовь, которая им даётся – это очень важно – могут с ними сидеть в момент, когда больной уже не может никаким образом им сказать о том, что он сейчас видит или чувствует, но знать, что сейчас совершается переход, и быть с ним всё это время, время перехода.

Источник:
«Православие и мир» https://www.pravmir.ru/dolyubit-do-kontsa/

Источник фото:
«Православие и мир» https://www.pravmir.ru/dolyubit-do-kontsa/

 



Опубликовано: 18.06.2019

Возврат к списку