Отправить письмо
Отправить

Для меня тексты Иоанна Златоуста были некой инструкцией к созданию моей семьи. Часть 2

Для меня тексты Иоанна Златоуста были некой инструкцией к  созданию моей семьи. Часть 2

Анна Сапрыкина

IV. Про критерий правильности

Порой за правильной попыткой соблюсти установленные в христианской семье роли мы забываем слова апостола:

«Любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал. 5: 13–15).

Когда в семье нет этого взаимного служения, зато есть «вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия» (см. Гал. 5: 19), люди в этой семье с большой вероятностью загрызут и истребят друг друга. Они не то что семью не сохранят – «поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5: 21).

Задача и мерило – любовь и единомыслие. Главенство мужа, послушание жены – заявлены работающим, но всего лишь путём к этим вершинам, к этому счастью. Когда нет этой цели и этого критерия, осколки чего-то правильного, «традиционного», «православного» не только не созидают, но могут ранить и даже убить. Как часто бывает, что в семье формально вроде бы всё «правильно», но жить в ней, находиться в одном помещении с членами такой семьи невозможно. В семьях, где отношения жестокие, жёсткие, кто-то смиренно тянет лямку, ожидая получить когда-нибудь награду за это мучение при жизни, а кто-то тоскует по возможности покинуть сей оплот «православных ценностей»…

V. Про воспитание детей

Не хитрые педагогические приёмы, не правильные книжки, не спецшколы, а всего лишь единомыслие и взаимная любовь папы и мамы – залог доброго воспитания детей. Всё остальное – уже вторично, третично, десятично. Даже любовь к самому ребёнку – вторична.

Если родители любят друг друга – значит, дети растут внутри любви. В таком доме просто хорошо живётся, тепло, уютно, комфортно. Если родители единомысленны между собой – это «единство воспитательного воздействия», которое способствует гармоничному развитию личности и ещё множеству вещей, называемых умными терминами. Любовь и единомыслие супругов почти обязательно обеспечивают такую редкую штуку, как «естественный родительский авторитет». Жизнь в этом море настоящей любви, в этом смиренномудрии, без которого невозможны любовь и единомыслие, сама собой растит ребенка. Дети, живя с родителями, наблюдают взаимное уважение, взаимную уступчивость, конструктивное разрешение неизбежно возникающих конфликтов. Это и есть самая настоящая социализация, усвоение навыков жизни в обществе, навыков общения между человеками.

И воспитание в вере здесь тоже включено. То самое «воспитание личным примером». Та самая «связь воспитания с жизнью». Жить по вере, жить вместе с детьми по заповедям Божиим – это уже значит воспитывать детей в вере.

VI. И про обучение, и про образование детей

Здесь не про духовно-нравственное образование, не про Закон Божий. Здесь – про самое обычное, что называется, «светское» образование.

Актуальный закон психологии: силы на творчество, на раскрытие индивидуальности могут появиться только в «ресурсном состоянии». Когда ребенок растёт в конфликтах папы и мамы, он «не в ресурсе». Он борется за выживание, он компенсирует недостаток, а не реализует избыток. Поэтому основание и первый этап в образовании ребенка – создание здоровых, психологически комфортных отношений в семье. Не новейшие методики раннего развития, не дорогие садики, не частные репетиторы, не навыки чтения и счёта, не английский с трёх лет, а добрые отношения между папой и мамой – фундамент качественного образования ребёнка. Вкладывать силы, энергию, средства в построение и сохранение отношений с мужем, женой – вкладывать в образование детей.

Здоровая домашняя атмосфера – это надёжный тыл, уверенность в себе и в устойчивости вселенной. Всё это не сделает из ребёнка гения, отнюдь. Но это поможет гению развиваться, раскрываться, вместо того чтобы судорожно искать опору в этом страшном зыбком мире. Всё это поможет нашим детям просто спокойно учиться, хотя бы не помешает формированию «мотивации к обучению», поможет раскрыть творческие способности.

И комфорт здесь – не в материальных благах, которые, конечно, очень даже важны. Комфорт – в том утешении, в той надёжной радости, которую дарит ребенку взаимная любовь и единомыслие папы и мамы.

VII. Про благовоние

Единомыслие супругов – внутри сердца мужа и жены. За дверями их уютного дома. Чаще всего посторонние люди не видят слишком личную, сокровенную соединённость двух любящих людей. Но эти отношения не спрятать, не укрыть – они же по-настоящему благоухают! Этот невидимый аромат любви и единомыслия супругов облаком окутывает всех, кто приближается к такому дому. Не только соседи, но вся вселенная может услышать это благовоние.

Не совпадение, просто последовательность. Или следствие? На следующий день после дня памяти святителя Иоанна Златоуста, которую мы празднуем 26 ноября по новому стилю, – день свадьбы последнего русского государя, царя Николая II и его супруги Александры Феодоровны. Казалось бы, эта святая семья жила больше века тому назад, в стародавние времена, всё давно быльем поросло. Но сквозь годы и бури доносится до нас (уже бессмертное!) благоухание их святого дома, о котором государыня писала:

«Дом, каким бы он ни был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен быть самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что, в каких бы краях человек потом ни странствовал, сколько бы лет ни прошло, сердце его должно всё равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом – убежище для души».

В основании этого дома была любовь, было настоящее, не показушное и не вымученное единомыслие мужа и жены. Это не романтика первых свиданий, не эйфория медового месяца – это признание жены мужу после многих лет супружества:

«Наша любовь и наша жизнь – это одно целое, мы настолько соединены, что нельзя сомневаться и в любви, и в верности – ничто не может разъединить нас или уменьшить нашу любовь».

Это просто пример: слышите благовоние супружеского единомыслия? Я слышу, у меня даже голова немного кружится… Ведь это правда – было, и это осталось – уже навечно.

***

Разнородные грани получились. И, конечно, этих граней гораздо больше. И каждый увидит свои, а со временем придет понимание новых, доселе невидимых сторон.

Самое потрясающее в словах святителя Иоанна Златоуста всё же в том, что они – правда. Достичь любви и единомыслия – можно. И это будет самое настоящее человеческое счастье, и дети действительно окажутся хорошо воспитанными, и будет небо на земле.

Я верю, уверена, знаю: это возможно для каждого из нас. Да, все мы разные, и условия жизни у нас невероятно разные. Часто, даже почти всегда, – очень много в нашей жизни факторов, которые, кажется, гарантируют: ничего не получится. Кажется, все эти высокие рассуждения великих отцов – не про нас. Про других – про особенных, святых, которым, конечно, достались святые мужья или святые жены. Про уникальных людей, которые блистали благочестием от чрева матери. Куда нам со своим свиным рылом, со свиными рылами наших мужей и жен в эти калашные ряды праведников? Надо было с далекого и давно минувшего начала жить иначе, а теперь, конечно, поздно. Уж такой характер, такое воспитание, такая судьба – только издали, с восхищением или завистью взирать на образцы «супружеского единомыслия во имя Господне».

Но вся соль в том, что изменение возможно и праведность – это реальность. Потому что покаяние – реальность. Потому что все мы призваны к святости, призваны к немыслимой вершине – стать совершенными, как совершен наш Отец Небесный. А это значит, что мы на это способны: исправиться, преобразиться, несмотря на тот самый характер, неправильное воспитание и неподходящие условия. Но только если мы правда захотим этого преображения. Если преображать мы захотим себя, а не своих супругов. И если призовём на помощь Того, Кто хочет и может нам помочь; Того, Кто дал нам эту простую, но преображающую заповедь: «Любите друг друга».

Да, человеку эту невозможно – скажем, из «токсичного абьюзера» превратиться в смиренномудрого, поистине любящего ближних, уважительно-заботливого человека. Но в том-то все и дело: для Бога возможно абсолютно всё. С Его помощью даже мы можем измениться. Даже мы можем построить свою семью в любви и единомыслии. Даже нас и наших детей Он может ввести в Царство Небесное.

Источник: портал Православие.ru https://pravoslavie.ru/143101.html

Источник фото: издательство «Вольный странник»


Опубликовано: 30.12.2021

Возврат к списку